Назад к списку

 Лучший в мире водопровод: Токийская водопроводная компания выходит на мировой рынок

 Иносэ Наоки рассказывает, как японский бизнес водоснабжения выходит за рубеж.

Конкуренция с мировыми гигантами водоснабжения.

Люди не могут жить без воды. Однако ситуация с водоснабжением в мире далека от идеала, а особенно остры проблемы водоснабжения в развивающихся странах. Из-за недостатка оборудования, утечка и незаконное использование воды — обыденные явления. Система сбора платы за воду также совершенно неэффективна. По мере экономического развития и увеличения численности населения потребность в безопасном и стабильном водоснабжении постоянно растёт. Здесь-то и может приложить свои силы Токийский водопровод, один из лучших в мире. Исходя из этого, мы запланировали выход на международный рынок и в 2010 году создали «Общество исследований зарубежного бизнеса». Цель работы общества состоит в том, чтобы создать бизнес-модель, позволяющую государственным и частным компаниям объединить усилия по выдвижению на внешний рынок. 

Эффективность токийской водопроводной системы уже давно признана. Известно было также, что у нас накоплено множество способов повышения эффективности, применимых за рубежом. Однако до сих пор мы просто приглашали зарубежных специалистов и обучали их в наших образовательных центрах, и таким образом вносили свой вклад в мировое благосостояние, но не думали об этом как о бизнесе.

Водоснабжение — быстрорастущий рынок, который, как говорят, составит в мире 86 трлн йен к 2025 году, а в будущем вырастет до 100 трлн йен. И можно заметить, что Япония, обладающая самыми передовыми технологиями и системами, отстаёт на этом рынке, а главными игроками являются французские Veolia Water и Suez Environnement, а также британская Thames Water Utilities.

Подобно Ост-Индской компании в прошлом, они расширяют своё влияние в мире, и, в частности, в Юго-Восточной Азии, инвестируют огромные средства в широкомасштабные проекты водоснабжения, рассчитывая вернуть свои деньги через 50 лет. Добрались они и до Японии. Так, Veolia Water выиграла у японских компаний тендер на постройку водоочистительной системы в Тэганума, преф. Тиба, за 5 мрлд йен (около 50 млн долларов США). Она же с апреля этого года начала обслуживание нескольких очистных сооружений в г. Мацуяма в преф. Эхимэ. Такое внедрение иностранных компаний-гигантов в японский бизнес водоснабжения является сильным стимулом для наших планов создания бизнес-модели выхода на международный рынок.Однако, существуют препятствия, которые необходимо обойти, прежде чем Токийская водопроводная компания сможет выйти на международный рынок. Согласно закону, государственные организации не могут напрямую заключать контракты о поставках оборудования водоснабжения за рубеж. Поэтому была создана организация для поддержки проектов водоснабжения Tokyo Suido Services (TSS, суйдо — яп. «водопровод»), в которой 51% инвестиций принадлежат городу, а остальная часть — компаниям Kubota, Kurimoto и пяти финансовым компаниям. При необходимости её дочерние компании могут выступать посредниками для заключения международных контрактов. В апреле TSS зарегистрировала такую дочернюю компанию — Tokyo Waterworks International Co.

Тем не менее, такие организации и местные органы государственного управления не могут принимать на себя риски. Я считаю, что наилучшим выходом было бы, если бы деловую сторону взяли на себя фирмы-производители и частные финансовые организации, а правительственные органы сотрудничали с ними, предоставляя им технологии. В Японии обслуживанием водопроводной сети занимаются государственные органы, поэтому у частных компаний нет технологий обслуживания. 

И я думаю, что будет лучше всего, если частные компании станут развивать это направление бизнеса и выходить на международный рынок в тесном сотрудничестве с государственными организациями.